Призывы к ненависти активно звучат в публичном пространстве Республики Молдова. Чаще всего их авторами становятся политики, а также представители средств массовой информации. Частота призывов к ненависти значительно возрастает в период предвыборных кампаний, некоторые политики выстраивают свой предвыборный дискурс на дискриминации и нетерпимости. Реальное воздействие этого подхода с трудом поддаётся оценке, тем более, что чаще всего призывы к ненависти остаются безнаказанными. Кроме того, в этом смысле законодательная база не является достаточно чёткой, она нуждается в изменениях. Такие выводы содержатся в отчёте „Язык ненависти и подстрекательство к дискриминации в публичном пространстве и средствах массовой информации Республики Молдова”, который был представлен сегодня, 26 ноября, в рамках публичного мероприятия, передаёт IPN.
По словам автора исследования, юриста Promo-LEX Думитру Слюсаренко, за период мониторинга, продолжавшийся полгода, было выявлено 457 фактов призывов к ненависти или случаев публичного продвижения нетерпимости, чаще всего – в телепередачах, в каналах на Youtube, близких к различным политическим, религиозным и иным группам. Чаще к ненависти призывают мужчины – в 88% случаев. „Большинство политиков или религиозных деятелей являются мужчинами, но это не может оправдать такую пропорцию”, - утверждает Слюсаренко.
Наиболее часто язык вражды затрагивает сексуальную ориентацию, политическую принадлежность людей, их религию и убеждения, ограничение возможностей, этническое происхождение. Наиболее часто мишенями призывов к ненависти оказываются женщины, политические партии и политики, мусульмане, люди с ограниченными возможностями, унионисты, румыны или румыноговорящие, журналисты. Политиками, которые чаще всего используют язык вражды, являются: Игорь Додон, Илан Шор, Марина Таубер, Владимир Воронин.
По словам Думитру Слюсаренко, необходимо изменить законодательство в части наказаний за призывы к ненависти. „На данный момент практически отсутствуют соответствующие случаи, за которые кто-то понёс бы наказание. Это проблема как законодательства, так и практики. Необходимо пересмотреть и упорядочить определения в молдавском законодательстве языка вражды, дискриминации и сексистского дискурса”, - отметил Думитру Слюсаренко. Правоохранительным органам автор исследования рекомендует разработать внутренние инструменты, чтобы реагировать и публиковать данные о таких случаях, СМИ он рекомендует освещать события взвешенно и модерировать комментарии, а НПО – вести мониторинг и проводить кампании по повышению осведомлённости.
Представительница Фонда Сороса в Молдове Наталья Камбурян отметила, что, когда он идёт о языке вражды, то следует осознавать, что он ограничивает осуществление ряда прав, и, как следствие, препятствует полноценному участию людей в жизни общества. „Иногда язык вражды призывает к исключению определённых социальных групп из общества. Мы считаем, что только за счёт качественного образовательного процесса мы сумеем избежать таких случаев”, - заявила Наталья Камбурян.
Ян Фельдман, председатель Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, утверждает, что в социальных сетях он наблюдает много призывов к ненависти. „Политики используют язык вражды, и людям это нравится, они это принимают, быть может, даже голосуют в зависимости от этого языка. Если бы это не работало, политики бы так не поступали”, - считает Фельдман.
Надежда Хриптиевски, директор программ в Центре правовых ресурсов Молдовы, отметила, что ненависть не исходит от населения, скорее, её провоцируют. „Это явление нельзя назвать неконтролируемым. Необходимо как можно скорее принять меры, которые положат конец этому масштабному явлению. Единственное имеющееся у нас оружие – не голосовать за тех, кто продвигает язык вражды”, - сказала Надежда Хриптиевски.