Конституционный суд (КС) признал конституционным положение Налогового кодекса о налоговой тайне. КС постановил, что налоговые органы и суды могут проверять при рассмотрении дел, касающихся доступа к информации, наличие законной цели для защиты доступа к информации, составляющей налоговую тайну. Обращение о прояснении соответствия Конституции данного положения Налогового кодекса РМ направил депутат ПДС (PAS) Думитру Алайба, - передает IPN.
„Суд частично признал обращение депутата Думитру Алайбы о проверке соответствия Конституции пункта 19 статьи 129 Налогового кодекса. Признается конституционность пункта 19 статьи 129 Налогового кодекса в той мере, в какой налоговые органы и судебные инстанции могут проверить при рассмотрении дел по доступу к информации существование законной цели для защиты доступа к информации, которая представляет налоговую тайну и может объективно взвесить мотивы за и против принципов конкуренции”, - сказала председатель Конституционного суда Домника Маноле.
Заседание прошло в отсутствие депутата Думитру Алайбы.
Судья Сергей Цуркан заявил, что в случае обращения, которое подал Думитру Алайба, требуется проверка конституционности статьи 129 Налогового кодекса. Он утверждает, что определение „налоговая тайна” неоднозначно, что приводит к злоупотреблению налоговыми органами этим положением. Заявитель считает, что с учетом двусмысленности концепции налоговой тайны, фискальные органы относят всю информацию о суммах взносов к категории налоговой тайны и поэтому отказываются предоставлять эти сведения, запрашиваемые гражданским обществом и средствами массовой информации. Таким образом, считает автор обращения, нарушено право доступа к представляющей общественный интерес информации.
Представитель законодательного органа страны Валериу Кучук сказал, что парламент считает необходимым отклонить обращение на основании ряда юридических аргументов. По его словам, понятие налоговой тайны содержится в законодательстве всех государств мира, и баланс между частными законными интересами и общественными интересами руководствуется законодательством этих стран, включая обязательство уважения личных данных и в то же время прохождения теста на законный интерес. Размещение понятия „налоговая тайна” соответствует положениям Конституции, которая, кстати, предусматривает также, что право на информацию не должно наносить ущерба мерам защиты граждан или национальной безопасности.
Решение окончательное, обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента принятия и публикуется в Monitorul Oficial.
