В период с 17 марта по 30 июня 2020 года сотрудники Министерства внутренних дел применяли положения части (1) статьи 761 Кодекса о правонарушениях несколько произвольно, отмечается в аналитической записке Ассоциации ADEPT. Речь идёт о штрафе, налагаемом на физическое лицо за несоблюдение мер по профилактике, предупреждению или борьбе с эпидемическими заболеваниями, если это поставило под угрозу общественное здоровье. Данный вывод ADEPT озвучила после того, как во вторник, 30 июня, Конституционный суд постановил, что положения этой статьи неконституционны, передаёт IPN.
В этот период (17 марта – 30 июня) полицейские вынесли предупреждение примерно 460 тысячам физических лиц и составили 2806 протоколов о правонарушениях по этой статье, совершённых физическими лицами. По мнению ADEPT, остался совершенно неясным способ разграничения между теми нарушениями ограничений в рамках борьбы с COVID-19, с которыми борются посредством предупреждений, и теми, с которыми борются штрафом в целых 1100 евро. Более того, стало известно о случае, когда снисходительность полиции, вынесшей предупреждение вместо огромного штрафа, привела к заражению и последующей смерти правонарушителя.
Конституционный суд постановил, что при наложении штрафов констатирующие агенты должны доказать, а судебные инстанции – проверить в каждом конкретном случае, какие именно действия или упущения лица поставили под угрозу общественное здоровье. В противном случае невыявление опасности для общественного здоровья означает отсутствие объективной стороны в качестве составляющей правонарушения. Конституционный суд постановил, что законодатель должен прописать наказания таким образом, чтобы суд имел возможность эффективно и разумно их индивидуализировать. В противном случае суд лишается возможности гарантировать право на справедливое судебное разбирательство.
В качестве примера эксперты ADEPT привели Румынию, где наказание физических лиц за нарушение ограничений в рамках борьбы с COVID-19 осуществляется в пределах диапазона, верхний предел которого в пять раз превышает нижний, то есть в диапазоне от 100 до 500 евро. Тем самым у констатирующих агентов и судебных инстанций имеется возможность индивидуализировать наказание. В Республике Молдова этот диапазон крайне мал: 1100–1200 евро. Более того, размер этого наказания абсолютно несоразмерен доходам населения, которые примерно в четыре раза ниже, чем в Румынии.
Для устранения возможных неясных моментов, помимо признания неконституционным положений части (1) статьи 761 Кодекса о правонарушениях, Конституционный суд постановил, что до изменения неконституционных положений штрафы для физических лиц, нарушающих ограничения в рамках борьбы с COVID-19, будут варьировать в диапазоне от 1 до 500 условных единиц, то есть от 50 до 25000 леев.
Эксперты ADEPT уточняют, что в условиях чрезвычайного положения власти поспешили принять ряд решений, которые впоследствии были признаны неконституционными: принятие правительством ответственности на себя, заключение соглашения с Российской Федерацией о кредите в 200 миллионов евро, применение к гражданам несоразмерных наказаний, нарушение их права на справедливое судебное разбирательство, и это является опасным сигналом.
