Некоторые положения законопроекта об организации деятельности нотариусов содержат коррупционный потенциал, говорится в отчете экспертизы, проведенной Центром анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК). По мнению экспертов центра, эти недостатки могут иметь негативные последствия, поэтому Министерство юстиции, которое является автором проекта, должно пересмотреть его.
Эксперт ЦАПК Роджер Гладей заявил в пятницу, 19 декабря, на пресс-конференции в IPN, что в целом законопроект соответствует требованиям прозрачности принятия решений и принципам сотрудничества с гражданским обществом, поскольку обнародован и вынесен на публичные обсуждения. Тем не менее, проект не содержит анализа последствий внедрения, и это один из недостатков. Несмотря на то, что такой анализ предусмотрен только для законов, влияющих на предпринимательскую деятельность, по мнению эксперта, и этот проект в более широком контексте влияет на предпринимательскую деятельность и должен сопровождаться анализом.
„Если говорим о программе нового парламента и качестве законодательных актов, очень важно отметить, что проект, который не сопровождается аргументацией, обоснованием и анализом последствий внедрения, априори является слабым”, - отметил Роджер Гладей. Эксперт отметил, что среди выявленных коррупционных элементов, отмечено введение новых терминов, которые не имеют определения в законодательстве или в проекте; отсутствие или недостаточность механизмов надзора и контроля. Так же, содержатся двусмысленные формулировки, которые допускают незаконные интерпретации.
Данный проект один из 3 законов, которые должны регулировать нотариальную деятельность. По мнению ЦАПК, решение о нескольких нормативных актах, регулирующих нотариальную деятельность, не приветствуется, так как ведет к юридическим неопределенностям. Эксперт обратил внимание на понятия „нотариальное действие” и „нотариальная деятельность”, смысл которых не объясняется в рассматриваемом проекте.
Экспертиза ЦАПК является частью проекта „Экспертиза коррупционности проекта Закона об организации нотариальной”, финансированного при поддержке MATRA Rule of Law and Good Governance from Kingdom of the Netherlands.
