Разъяснения Конституционного суда относительно Георгиевской ленты

Конституционный суд уточняет, что своим решением, принятым во вторник, не „восстановил права” и не „легализовал” ношение двухцветной черно-оранжевой ленты и других символов, регулируемых оспариваемыми законами, как об этом распространяется в общественном пространстве. Суд постановил, что санкционирование использования этих символов является конституционным. Однако для того, чтобы наказать человека, необходимо установить, что символ использовался с целью оправдания или прославления действий военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечности, передает IPN.

Конституционный суд выражает сожаление по поводу нападок, к которым он подвергается из-за вынесения решения от 11 апреля 2023 года, и спекуляций, которые выдвигаются в связи с этим решением. „При проверке конституционности некоторых законов, устанавливающих вмешательство в осуществление основных прав, суд основывает свое решение не только на положения Конституции и законодательство, но и на юриспруденцию Европейского суда. Суд не может рассматривать вопросы, касающиеся основных прав, основываясь на чувствах народа”,- говорится в пресс-релизе.

Согласно суду, статья Кодекса о правонарушениях, санкционирующая использование рассматриваемых символов, не определяет, следует ли их использовать для достижения какой-либо цели, подлежащей наказанию. Не может быть определена и обязанность судов рассматривать контекст, в котором были совершены факты, санкционированные этой статьей.

Закон о противодействии экстремистской деятельности дает только исчерпывающий список исключений в отношении санкций за правонарушения. Например, в этом списке не предусмотрено положение человека, использующего запрещенные символы для протеста, а не для прославления войны и военных преступлений.

Суд постановил, что государственные структуры должны проверить контекст, в котором использовался символ, и определить цель, преследуемую лицом, потому что не во всех случаях наказание за использование символа направлено на достижение какой-либо законной цели. После того, как будет установлена законная цель применения санкции, суды должны применить наказание, пропорциональное серьезности фактов.

Суд также провел сравнительный анализ законов, недавно принятых некоторыми государствами, о запрете использования символов, которые могут быть связаны с вторжением Российской Федерации в Украину. Суд установил, что в большинстве государств, которые запретили эти символы, включая Украину, закон требует установления цели, например, использования символа в контексте оправдания вооруженной агрессии против Украины или других военных действий.

Суд также подчеркивает, что законодателю не запрещено применять руководящие принципы этого постановления и принимать другие четкие, последовательные правила, которые дают возможность проанализировать конкретные обстоятельства каждого дела, когда символы, связанные с вторжением в Украину, запрещены или когда лицо наказывается за их использование.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.