Изменения бюджетного процесса признаны конституционными
Конституционный суд признал конституционными изменения бюджетного процесса, которые опротестовала группа депутатов ПКРМ, передает Info-Prim Neo.
Депутат ПКРМ Серджиу Сырбу заявил ранее, что соответствующие изменения позволяют правительству и Министерству финансов делать с бюджетом все, что приходит в голову, без согласия парламента.
Заслушав аргументы сторон, Конституционный суд констатировал, что в целом опротестованные нормы касаются двух аспектов: возможности публичных властей осуществлять расходы, непредусмотренные бюджетом, который принят парламентом, и полномочий парламента и Министерства финансов в области использования финансовых ресурсов государственного бюджета.
Относительно предполагаемого нарушения полномочий парламента и конституционных процедур в области управления бюджетным дефицитом инстанция констатировала, что назначение и порядок использования финансовых средств, выделенных в качестве кредитов для проектов, финансируемых за счет внешних средств, и не включенных в принятый годовой бюджет, утверждаются согласно соответствующим договорам о финансировании, которые являются категорией международных соглашений, а следовательно ратифицируются посредством органических законов, что соответствует требованиям Конституции.
Поскольку опротестованные положения регулируются годовым бюджетным законом, Конституционный суд счел, что соблюдены и конституционные положения, в соответствии с которыми регулирование этих процессов осуществляется только посредством закона, а бюджетные расходы утверждаются только после установления источника финансирования. В этом же контексте инстанция констатировала, что полномочия Министерства финансов не позволяют ему совершать финансовые расходы без установления соответствующих финансовых средств, чтобы не допускать увеличения утвержденного бюджетного дефицита.
Конституционный суд постановил, что, согласно ст. 20 Закона о государственном бюджете на 2010 год, парламент не передает свои полномочия в области утверждения и контроля над исполнением государственного бюджета, поскольку Министерство финансов не может менять баланс платежей или дефицит государственного бюджета. Суд признал также, что принятие опротестованных бюджетно-финансовых изменений не повредило сути бюджетного контроля, осуществляемого парламентом.
На основании всего изложенного Конституционный суд считает, что законодательные положения, согласно которым парламент делегировал Министерству финансов определенные полномочия, не нарушают принцип разделения и сотрудничества ветвей государственной власти, а соответствует статьям Конституции.
Решение Конституционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Вердикт вступает в силу в день принятия и публикуется в Monitorul Oficial al Republicii Moldova.
