Электронная пресса, в частности интернет, прививает повышенный интерес к сенсационным по форме новостям, однако пустым по своей сути, Александру Тэнасе
„В последнее время, хотим мы этого или нет, электронная пресса, в частности интернет, прививает повышенный интерес к сенсационным по форме новостям, однако пустым по своей сути”, заявил министр юстиции, Александру Тэнасе в интервью «Присоединение средства массовой информации к политической партии является первым шагом к исчезновению этого органа», опубликованный {во вторник, 3 мая 2011 г.} Агентством Info-Prim Neo, министр юстиции Александру Тэнасе.
Согласно Александру Тэнасе, у данного феномена две группы причин.
Первая группа имеет в основу правила игры рыночной экономики. «Пресса продает свой товар, в конце концов, намного легче продать товар, в котором написано, что „в Альянсе произошел взрыв”, „этот поссорился с тем-то или тот ему ответил” и дальше остановился. Определенным образом, все обязаны продать свой товар, выпускать такие новости, которые бы продавались. И продается то, что проще, более привлекательно, исключительно. Мы можем дать оценку любому обществу мира, каков рейтинг аналитической передачи, полной сути и содержания, и каким является рейтинг развлекательной передачи, которая, по сути, не содержит ничего иного, как цвета, плоские шутки и т.д. Люди же потребляют, тем не менее, то, что проще», сказал министр.
В то же время речь идет о способности прессы соответствовать новым условгим. «Не хочу критиковать прессу, но все же в данном случае речь идет о серьезной проблеме и это проблема журналистов. Их способность улавливать сенсацию чрезвычайно развита, но думаю, что это происходит во вред способности улавливать серьезные вещи. Я хочу привести только один пример. Я принял участие в открытии судебного года в Европейском суде по правам человека и после того, как вернулся домой, у меня состоялся разговор с прессой и речь шла об очень интересном вопросе. Впервые за то время, как мы являемся членами Европейской конвенции, на треть сократилось количество поданных в Европейский суд заявлений. А это означает, что наша судебная система на одну треть меньше нарушает законность. Это был как раз тот вопрос, который, как я полагал, привлечет внимание прессы. Но никто не проявил никакого интереса», уточнил Александру Тэнасе.
По мнению министра юстиции, эти процессы происходят на фоне отсутствия реальныхб важных сюжетов в молдавской прессе, в том числе по квалифицированному мониторингу акта правления.
„Я констатировал, что состоял во власти (и являюсь министром в определенном органе власти), у которой не было оппозиции. Вся пресса многие годы подряд выступала с антикоммунистических позиций, так как она почувствовала, что такое коммунистическая власть, почувствовала, что такое ограничение свободы слова, давление, нападки и другое. Сама того не желая, пресса была вынуждена иногда поддерживать демократические изменения и она делала это искренне, иногда даже очень много. После того, как к власти пришли демократические силы, пресса продолжила работать в том же русле. Нельзя изменить содержание прессы за несколько дней и тем самым власти вышли из-под критического отношения прессы. Как бы там не было, пресса должна критически относиться к властям, к любым властям, просто по долгу службы. Вот почему я говорил, что пресса должна освещать реальные сюжеты”, сказал он.
По случаю Дней свободы прессы, отмечаемф начиная с 3 мая, министр юстиции высоко оценил уровень свободы молдавской прессы, особенно на фону ситуации двухлетней давности.
«Считаю, что пресса дышит несколько свободнее теперь, чем два года назад. На прессу уже не оказывается давление в самом прямом смысле. Зато пресса сталкивается с другой проблемой, связанной с самоцензурой. Наверное, преса полагает что не совсем хорошо говорить плохо о властях. Это очень интересный вопрос. Во времена коммунистов существовали инструкции, которые очень серьезно давили на тех, которые говорили плохо о властях. Теперь же каждый занимается самоцензурой и, таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего начала нынешняя власть. Она появилась при помощи прессы, при помощи демократической прессы. Мне кажется, что пресса переживает и определенную ситуацию дискомфорта или боязни признаться в том, что то, что ты поддерживал определенный период времени, оказалось не совсем то, что ты ожидал. Безусловно, наступит время, когда вся пресса выскажет свое критическое отношение к властям или критически проанализирует вещи. Это не означает, что надо быть обязательно оппозиционной прессой, но это значит, что надо делать свое дело так, как положено», заявил Александру Тэнасе.
Теперь пресса чувствует себя намного лучше и я думаю, что уже невозможно будет управлять прессой так, как это было когда-то. Так что полное управление и контроль, как это было при коммунистах, просто невозможны, их просто не будет”, сказал для Info-Prim Neo министр юстиции Александру Тэнасе.